Записки о Второй школе

Памяти Александра Крауза –
вдохновителя, соавтора и редактора
"Записок о Второй школе".
С глубокой благодарностью всем,
кто воплотил и сберёг наше братство".

К ЧИТАТЕЛЯМ

Нынешнему непоротому поколению, как тем, кто учится, так и подавляющему большинству тех, кто учит, пожалуй, не так-то легко понять, почему их учебное заведение, ныне гордо именуемое Лицеем «Вторая школа», стало в свое время одной из московских достопримечательностей.

Казалось бы, школа как школа, обыкновенная блочная 5-этажка на дальней в ту пору столичной окраине. Почему же именно сюда из всех концов Москвы ездили учиться? Нет, отнюдь не только и не столько из-за высокого уровня, на котором в школе № 2 преподавали математику и физику, а более всего - за воздухом свободы, за возможностью окунуться в атмосферу вольномыслия, какой действительно в любой школе, в том числе и в специальной математической, было не сыскать.

Сегодняшнему ученику, да и учителю трудно себе представить, что директору школы тогда, тридцать лет назад, могли вынести выговор за то, что в коридоре вывешена «Литературная газета», а ученика-старшеклассника таскали на Лубянку и в конце концов посоветовали ему уехать из страны за то, что кто-то застал его за чтением Солженицына.

Теперь вообразите, какое мужество требовалось учителю, да и администрации школы, когда классу предлагалась тема сочинения «Один день Ивана Денисовича». Если к этому добавить, что историю преподавал известный диссидент, редактор «Хроники текущих событий» А. А. Якобсон и он же читал лекции по русской литературе «серебряного века», да и остальные преподаватели литературы и истории не стесняли себя никакими идеологическими ограничениями, нетрудно представить себе общую картину жизни и умонастроений в школе.

Повторяю: нынешнему поколению не понять, сколь разительно эта картина отличалась от той, какую можно было наблюдать в любой другой школе. И потому такую ценность представляют собой живые, непосредственные воспоминания тех, кто учил и учился в школе №2 в ту, более чем 30-летней давности, пору.

Вот почему мы, нынешние учителя и бывшие ученики, придаём такое значение этим воспоминаниям и надеемся, что сегодняшние второшкольники, которые с ними ознакомятся, проникнутся гордостью за учебное заведение, в котором им выпало работать и учиться, и постараются вписать в историю Лицея «Вторая школа» страницы, которые станут дополнением к уже написанным.

И еще: старайтесь запомнить, а по возможности и записать какие-то важные для вас эпизоды, события, детали из жизни школы, чтобы когда-нибудь, годы спустя, новые поколения учеников и учителей читали их с тем же интересом, какой, думается, представляют записки, предлагаемые вашему вниманию.

Владимир Федорович Овчинников,
директор 2-й школы 1956–1971,
с 2001 поныне