Записки о Второй школе

  Исаак Семенович Збарский,
учитель литературы 1957–70,
художественный руководитель
и главный режиссер ЛТК 1958–70

Л Т К
Литературно-театральный коллектив 2-й школы

Сорок пять лет тому назад, 23 февраля 1958 года, к юбилею Советской Армии группа учащихся нашей школы поставила несколько сцен из пьесы Бориса Горбатова «Юность отцов». Вряд ли кому-нибудь тогда могло прийти в голову, что так начнется одна из самых ярких страниц истории Второй школы. Но удачный вечер, где особенно выделялось исполнение ролей Аллой Подгаец и Рудиком Быковым, вызвал у нас мысль: «А что если продолжить работу?». И вот перед нами сухая статистика: за время существования ЛТК поставлено 13 спектаклей, прошедших 52 раза. Членством в ЛТК мог гордиться 151 ученик нашей школы.

Александр Ведерников, герой одного из самых любимых наших спектаклей «Годы странствий» А. Н. Арбузова, спрашивал: «Куда уходят дни?» — А куда им уходить?... Хорошо прожитый день и после нашей смерти жить остаётся, — отвечают ему. Думается, что вместе с ЛТК многие вспомнили бы о хорошо прожитых днях и даже годах. Было, конечно, всякое, и плохое тоже, но светлого было намного больше, а со временем помнится только хорошее. И сейчас мы вспоминаем это время как годы радости и даже счастья.

К. С. Станиславский как-то сказал: «Театр – это не игра в бирюльки! Это серьезное занятие, а сейчас и дело народное...». И если школьный театр давал нам возможность делать зрителей чище, лучше, умнее, то он делал при этом такими же самих исполнителей. Тем более что театр — дело коллективное. Поэтому в аббревиатуре «ЛТК» мы считали самой главной букву «К» — коллектив. Правда, участники первых вечеров не сразу осознали себя как коллектив, как что-то постоянное. И вначале себя элтековцами еще не называли.

В те годы подряд шли значительные юбилеи: 150- летие Н. В. Гоголя (1959), 100-летие А. П. Чехова (1960), 50 лет со дня смерти Л. Н. Толстого (1960). Поэтому следующими работами были гоголевский вечер (сцены из «Ревизора» и «Женитьбы»: тогда стали участниками Галя Киселева, Саша Беницевич, Володя Якубович и другие).

Между «юбилейными» были поставлены сцены из «Легенды о любви», на премьере которой присутствовал автор пьесы Назым Хикмет. Эта работа привела к нам Люду Воробьеву, Таню Короткову, Сашу Горбунова.

Этапным стал очень объемный чеховский вечер (сцены из «Дяди Вани», «Трех сестер» и «Вишневого сада»). Этот спектакль привел в коллектив Люду Демченко, Мишу Литвинова, Валю Гефтера, Витю Иванковского, Наташу Салынскую, Аллу Смотрицкую, Таню Гаршину, Сашу Крючкова, Лину Кантор, Лену Петрову, Валеру Шиляхина и др.).

Яркий вечер Маяковского дал нам Женю Райскую, Лену Андрианову.

Шестой работой ЛТК стал нашумевший тогда толстовский спектакль, показанный даже по центральному телевидению. Большие сцены из «Анны Карениной», «Воскресения» дали возможность многим исполнителям проявить явные актерские способности, но особенный успех выпал на долю «Живого трупа» с его второй — «цыганской» — картиной.

В пьесе Толстого точно указаны все песни, которые исполняет цыганский хор. Попытка получить эти песни в Малом театре, где тогда шел «Живой труп», была безуспешной, и тогда мы решились пойти к цыганам — в театр «Ромэн». К великому нашему удивлению нас принял сам главный режиссер театра С. А. Баркан, который не только предложил Н. Сличенко, Р. Удовиковой и другим замечательным актерам передать нам текст и ноты песен, но и исполнить их для нас.

Несколько раз мы репетировали в самом «Ромэне», а на премьеру в школу приехали режиссеры и актеры театра, которые при обсуждении сказали, что мы, конечно, не цыгане, но исполняем цыганские песни лучше, чем в Малом театре. Удивительное было впечатление, когда на всех этажах школы поклонники ЛТК распевали «Канавелу», «Час роковой», «Шэл мэ вэрста», «Величальную» и, конечно, «Не вечернюю».

Дружба наша с театром продолжилась, и на 30- летие «Ромэна» делегация ЛТК поздравила наших друзей не только адресом, но и исполнением «Величальной» с таким текстом:

Что может быть торжественней,
Чем этот юбилей.
Его встречаем песнею,
Рожденной у друзей.

И в этой песне слышится
Нам добрый ваш привет,
И пусть вам легче дышится
Еще хоть триста лет.

Хор наш поёт припев любимый
Средь знакомых шефских стен.
Процветай же, наш родимый,
Дорогой театр «Ромэн»!

Забавно было то, что еще долгое время В. Ф. Овчинникову звонили представители различных предприятий с просьбами продать им билеты «на цыган».

Вместе с Толстым в коллектив влились Люда Ларионова и Миша Солонин, Сергей Чекмарев и Борис Мельников, Наташа Пригожина и Таня Андрианова (история которой заслуживает отдельного рассказа), Володя Лернер и Петя Денисов, Света Куфтина и Люда Рубина, и еще многие другие.

После большого успеха толстовского спектакля школу покинули выпускники, среди которых было много членов ЛТК. Хотя некоторые из них и продолжали работать в коллективе, пора было думать о пополнении. Коллектив был на подъёме, и новый, седьмой, спектакль не мог оказаться «ниже» предыдущего. Надо было брать новую высоту.

В начале 1961 года я случайно встретился с выдающимся драматургом А. Н. Арбузовым и рассказал ему о школьном театре и о том, что ЛТК предполагает начать работу над его пьесой «Годы странствий». У этой пьесы была сложная театральная судьба: официальная критика ее не жаловала, герой пьесы Ведерников, по мнению критиков, не соответствовал канонам образцового советского человека.

Алексей Николаевич заинтересовался, дал свой телефон и попросил прислать ему текст сокращений. Он был очень удивлен, когда узнал, что школьники хотят ставить пьесу целиком. Он даже сказал, что, может быть, придёт к нам на спектакль.

Впервые ЛТК начал работу не над фрагментами, а над большой и трудной пьесой, да еще предстояло, возможно, играть перед автором таких прославленных произведений, как «Таня», «Город на заре», «Иркутская история» и многие другие. Коллектив работал над «Годами странствий» полгода.

За это время сильно укрепилась и буква «Л» (литература) в названии нашего коллектива: в школе прошли вечера Булата Окуджавы, в которых принимал участие автор, встреча с поэтическим объединением «Магистраль», встреча с Людмилой Владимировной Маяковской, сестрой поэта, занятия с А. Т. Парфеновым по японским хокку и др.

Но все, конечно, ждали премьеры новой работы, которая состоялась 30 ноября 1961 г. «Годы странствий» мы играли до 14 апреля 1962 года, ЛТК дал 13 спектаклей.

Самым важным «экзаменом» для коллектива был спектакль 31 января 1962 года, на котором присутствовали А. Н. Арбузов, А. Н. Богачева- Арбузова, работники Центрального детского театра и многие другие. Сохранились записи того времени, в том числе и запись выступления Алексея Николаевича Арбузова на обсуждении спектакля.

Во время спектакля А. Н. Арбузов говорил жене: "Только сегодня я понял, что эта вещь — еще не написанная. И у меня уже нет той чистоты, чтобы ее написать». После сцены «Дороги» он попросил свою книгу и с огорчением сказал: «Надо же было снять такую реплику. Нужно ее восстановить в последующих изданиях». Вообще было видно, что он сильно поражен неожиданным для него впечатлением: он как-то всё не мог в себя прийти от неожиданности и даже сказал при всех: «Я сегодня понял, что «Годы странствий» еще не сыгранная пьеса». На своей книге он написал: «...с благодарностью за чудесный вечер на спектакле «Годы странствий» во Второй школе на Юго-Западе. Жму руку А. Н. Арбузов».

Он особо выделил Мишу Солонина — Ведерникова, сказав о нем: «Из него вышел бы профессиональный актер», помолчал и добавил: «Но не нужно, чтобы вышел», Таню Гаршину — Люсю. Еще похвалил Киселеву — Зинку Толоконцеву, Нину Краузольдт — Галину и Сашу Крючкова — Прохожего. (Вот Саша действительно стал не только профессиональным актером, но и заслуженным артистом России).

Приведем некоторые фрагменты из выступления Арбузова на обсуждении спектакля: «Вот мне рассказывали, каких вы драматургов хороших ставили: и Чехова, и Толстого. И потому я вас благодарю, что вы меня поставили. Уж очень хорошая компания. Спасибо вам! И в вашем кружке удивительный серьёз, который подкупает очень. Я провел здесь такой хороший вечер. Вы должны очень любить своего руководителя и быть ему благодарными, потому что, мне кажется, он вас делает счастливыми и сделает вас еще счастливыми не один раз. За это и я ему благодарен... В профессиональных театрах актерам свойственно уводить зрителя от идеи к игре, поэтому у вас преимущество в том и состоит, что в вашем спектакле есть какая-то чистота мысли. Она недостаточно, может быть, сыграна, как ее могли бы сыграть люди, которых учили 4-5 лет мастерству актера, тогда, конечно, вы играли бы более мощно. Но в смысле существа внутреннего вы на верном пути. Это бесспорно...». Это пожелание выдающегося драматурга, который и сам руководил театральной студией, утвердило нас в выборе пути.

На районном театральном смотре, где был показан спектакль, присутствовали главный режиссер театра «Ромэн» С. А. Баркан, зав. лит. частью театра В. В. Любинский, драматург С. Л. Лунгин, актер студенческого театра МГУ Шестаков, представители районной педагогической общественности. Работа была оценена весьма высоко. Особенно выделяли исполнительниц женских ролей: Гаранту, Беницевич, Краузольдт, Киселеву. Из «мужчин» отметили исполнение эпизодической роли Прохожего Сашей Крючковым, который в «Живом трупе» исполнял роль Феди Протасова.

Вместе с постановкой спектакля «Годы странствий» в ЛТК появились Нина Краузольдт, Галя Степанова, Фая Кукляева, Элла Жигаленкова, Вика Шелунцова, Лариса Сиденко, Алик Лукин, Алик Нетунаев, Володя Посохин, Володя Борисенко

Успех этого спектакля вызвал у известного переводчика В. В. Рогова желание поставить на нашей сцене пьесу совершенно уникальную, которая никогда не шла на русской сцене — трагедию Софокла «Филоктет». Постановка эта требовала совсем иной «техники» и в чтении стиха, и в пластике, и в оформлении спектакля (кстати, одну из ролей в ней играл Жора Франгулян, ныне широко известный скульптор, создавший памятник Булату Окуджаве на Старом Арбате). Ставил спектакль В. В. Рогов, ему помогала Р. Розина. Интересно сыграл в спектакле новый в ЛТК исполнитель С. Шелов.

Следующей работой ЛТК был спектакль по пьесе А. Н. Арбузова «Город на заре», который был сыгран 7 раз. На одном из спектаклей присутствовал А. Н. Арбузов, который одобрил и эту работу уже знакомого ему коллектива.

Коротко перечислим завершающие историю ЛТК работы: «Ш в квадрате» («Смуглая леди сонетов» Б. Шоу и «Много шума из ничего» В. Шекспира); инсценировка романа М. Анчарова «Теория невероятности». Эти постановки заслуживают более подробного рассказа, но сейчас не хватает времени.

Хотелось бы остановиться на основах работы нашего коллектива. Приведем здесь некоторые выдержки из основополагающих документов ЛТК.

Устав ЛТК
(Литературно-театрального коллектива школы №2):

Организационные принципы:

Правила работы ЛТК, права и обязанности членов ЛТК:

Особые правила:

Многолетняя практика работы в ЛТК подтвердила, что эти правила не были декларацией о намерениях, а действительно определяли атмосферу в коллективе.

Примером этого отношения к своему коллективу было письмо Александра Храмцова с грифом «Полевая почта 86747 — «В»:

«...Наконец я попал на место постоянной службы... Привезли меня в самую Германию. Здесь довольно приличная библиотека. Когда увидел собрание сочинений Шекспира в 8 томах, у меня засосало под ложечкой. Сразу бросился искать Шоу, но начальство меня остановило. Вы не представляете себе, как хочется побывать хоть на одной репетиции ЛТК.

Татьяна Карташова мне написала, что ЛТК ставит "Ш в квадрате». Это очень здорово. Обязательно пришлите мне фотографии первого спектакля. Очень приятно будет увидеть знакомые физиономии. Очень вас попрошу. При первой возможности передайте мои наилучшие пожелания всем старым членам ЛТК, а новичкам передайте, что если они будут любить наш родной ЛТК так, как любили его мы, то получится отличный спектакль. В том, что найдутся хорошие исполнители, я не сомневаюсь, т.к. во Второй школе можно найти что угодно и кого угодно... Передайте мои наилучшие пожелания Владимиру Федоровичу.

Ну пока, всё. До свиданья. Саня. (30 октября 1964 г.)»

Письмо прочитали на общем собрании ЛТК. Ответили Сане.

Спектакль «Ш в квадрате» стал одним из самых ярких в ЛТК. В нём приняли участие такие заметные члены ЛТК, как Саша Усов, Роксана Балицкая, Толя Куприянов, Оля Воейкова, Жора Пасторе, Миша Лесов, Ия Окунева, Володя Бусленко, Юра Збарский, Марк Гельштейн, Витя Тумаркин, Яша Хейфец, Саня Даниэль и др.

Саша Храмцов был прав: во Второй школе можно было найти что угодно и кого угодно. История ЛТК это подтверждает.

Репертуар ЛТК

Художественный руководитель и главный режиссер
Исаак Семенович Збарский

 

Автор и название

Дата

Дано

спектаклей

 

Б. Горбатов, "Юность отцов"

23.02.1958

1

 

Н. Гоголь, сцены из "Женитьбы" и "Ревизора"

осень 1958

2

 

Назым Хикмет, сцены из "Легенды о любви",

присутствовал автор

15.11.1959

1

 

А. Чехов, сцены из пьес "Три сестры", "Дядя Ваня", "Вишневый сад", "Предложение", "Медведь"

февраль 1960

1

 

В. Маяковский, сцены из комедий "Баня" и "Клоп", стихотворения

25.05.1960

25.05.1962

1

1

 

Л. Толстой, сцены из "Воскресения" и "Анны Карениной" (1-й акт), "Живой труп" (2-й акт)

14.01.1961

8

 

А. Арбузов, "Годы странствий", прогон 30.11.1961,

31.01.1962 присутствовал автор

10.12.1961 —

14.04.1962

13

 

Софокл, "Филоктет", постановка В. Рогова

16.06.1962

1

 

А. Арбузов, "Город на заре"

31.05.1963

7

 

Б. Шоу, "Смуглая леди сонетов"

22.05.1965

1

 

«Ш в квадрате» (В. Шекспир, "Много шума из ничего", Б. Шоу, "Смуглая леди сонетов")

30.12.1965

9

 

М. Анчаров, "Теория невероятности"

05.05.1967

6

 

А. Арбузов, "Мой бедный Марат"

17.06.1967

1 прогон