Записки о Второй школе

  Елена ВАСИЛЬЕВА,
ученица 1967–70 гг., 8–10 «А»

Знакомство с И. М. Гельфандом

Я записала эти слова И.М. во время своей недавней встречи с ним в Америке, где он работает сейчас в Ратгерсовском Университете (Rutgers University). Ему 93 года, но он реально работает в математике и биологии. Общаясь сейчас с И.М., я подумала, что те же четыре качества — чувство красоты, четкости, простоты и безумные идеи характерны для него, не только как для ученого, но и как для педагога. Расскажу об этом на своем примере.

Мне повезло — поскольку родители дружили с И.М., он много занимался со мной математикой. Пока это были отдельные устные задачи — про взвешивание монет и т.п., всё шло нормально.

Но как-то, когда я была во втором классе, И.М. решил заглянуть в мои школьные тетрадки и пришел в ужас: «Мы не будем решать задачи, пока ты не научишься красиво писать!». И тут же, отложив всё, более важные дела, он стал вместе со мною писать ряды единиц, двоек, троек. Каждая цифра нами обсуждалась: «Посмотри, какая эта единица некрасивая — она вся изогнулась, так нельзя! А вот эта двойка хорошенькая». Я поняла, что И.М. искренне их любит, эти цифры, и какое варварство, когда их уродуют или окружают грязью.

С тех пор я, совсем не аккуратный человек, стала очень старательно писать. Позднее я много раз слышала от И.М., что ошибочно думать, будто математика «из головы», нет — это работа руками, «мысли приходят в голову, когда пишешь цифры».

Я думала, что порадую родителей и И.М., когда, никому не сказав заранее, сама пошла и поступила в 7 класс Второй школы. Реакция И.М. была неожиданной: «Это же так банально, ну пойди хоть сразу в 8 класс, это интересно. Ты согласна?» Мне пришлось перескочить через класс. Так быстро и безумно было принято тогда это решение. Задним числом я понимаю, что оно было правильным: хотя я не была хорошо готова и к 7 классу, но мне необходима была встряска.

Про то, что объяснять математику надо с самых простых вещей, я услышала от И.М. еще раз совсем недавно — он объяснял, как учить математике Аню, мою младшую дочь, которая сейчас тоже учится во Второй школе. Сначала последовательность задач проверили на мне — я уже давно работаю врачом, поэтому, если я поняла, значит — просто. «Надо еще раз начать с простейших последовательностей цифр, постепенно их чуть-чуть усложнять, но, главное, не спешите, никакого спорта в математике!!!».