Записки о Второй школе

  Составители:
М. Кларин,
Г. Лубяницкий,
А. Сивцов,
С. Тиходеев

Крупицы золота

Афоризмы и шутки выдающихся (и прочих) деятелей Второй школы
1967–69

Предисловие и комментарии: А. Сивцов
Избранное: А. Крауз

Анатолий Сивцов

— Так что же такое свобода печати?
— Очень просто. Покупаешь машинку и печатаешь, что хочешь.

Шутка обернулась будничной констатацией факта: перепечатывая на машинках неподцензурные тексты, люди 70-х гг. явочным порядком осуществляли свободу печати.

Взгляд в прошлое

Ноябрь 1968 г. Выпускной 10-й класс. «Вторая школа — это оазис, из которого вам еще придется вылетать» — сказал один из наших учителей. Мы остро чувствовали, что этот срок приближается, ценили нашу уникальную школу всё больше и больше и, продолжая учиться, как бы начинали с ней прощаться. На волне такого рода эмоций и возникло желание собрать воедино, воспроизвести и сохранить те афористичные, остроумные или просто забавные высказывания, которые мы слышали от наших учителей ежедневно и в большом количестве.

Предупредим читателя, что соблюсти верные пропорции оказалось невозможным по многим обстоятельствам. Собирая высказывания, мы охватили сравнительно короткий период времени: с ноября 1968 г. по июнь 1969 г.

В это время в школе уже не работал Анатолий Александрович Якобсон. Из его высказываний мы располагали лишь теми, которые помнили по 9-му классу, и теми немногими, что сохранило школьное предание. Подспорьем оказалась магнитофонная запись двух лекций о Пастернаке, прочитанных весной 1967 г. Герман Наумович Фейн провел с нашим классом всего несколько уроков. Феликс Александрович Раскольников занимался с нами лишь в 9-м классе, да он и не был записным острословом. А вот у Виктора Исааковича Камянова острословие было неотделимо от манеры преподавания литературы. К тому же встречались мы с В. И. Камяновым часто: трижды в неделю на уроках и дважды — на факультативах.

Слабо представлены Исаак Семенович Збарский, Зоя Александровна Блюмина, Израиль Хаимович Сивашинский, Игорь Яковлевич Вайль. Мы не располагали ни одной записью высказываний таких ярких людей, как Борис Владимирович Шабат, Олег Вячеславович Локуциевский, Наум Матусович Сигаловский, Валентин Семенович Непомнящий, Леонид Алексеевич Никольский, Наталья Васильевна Тугова, Людмила Петровна Вахурина — называем только тех, кого постоянно видели рядом.

Понятно, что ученики других классов и других выпусков собрали бы совсем другие «крупицы».

Кстати о названии. В него мы вкладывали вполне определенный смысл. Те высказывания, которые мы записывали, так относятся к личности учителя, как золотая пыль, золотые крупицы относятся к золотому самородку. Но ведь благородство материала можно оценить и по его крупицам.

Слова в подзаголовке «выдающихся и прочих деятелей» связаны с тем, что у каждого учителя был в наших глазах свой «рейтинг». Очень вероятно, что наши оценки были пристрастны и несправедливы, но они существовали.

Особняком в «Крупицах» стоит Илья Азарьевич Верба. Направленный в школу на «укрепление», к тому же вместо любимого А. А. Якобсона, этот человек всем своим существом, казалось, противоречил духу и традициям Второй школы. В нашем сборнике он стал своеобразным «антигероем». Его высказывания в сборнике напоминают о том идеологизированном внешнем мире, который постоянно находился рядом, за стенами школы. Говорят, что Илья Азарьевич не был таким уж ярым ортодоксом, но тем прискорбнее рвение, с которым он играл перед нами эту роль.

Приносим читателям извинения за возможные неточности в цитатах и неполноту сведений об авторах высказываний.

Сердечно благодарим Л. И. Турецкого, Р. Л. Турецкую, Г. И. Ефремова за помощь в подготовке издания.*


Конгрегация абстрактных идей в сфере духовной апластики
и есть то самодвижущее начало, которое движет всемирную идею.

(Текст плаката, висевшего в актовом зале школы осенью 1967 г.
Пародия на стиль немецкой классической философии.
Возможно — неточное заимствование из «Былого и дум» Герцена).

Анатолий Александрович ЯКОБСОН
1935–1978
Писатель, переводчик, правозащитник.
Учитель истории и литературы 1965–68

  1. Если это белое не влезает в мою концепцию, значит, это не белое, а черное.
  2. Ироническая характеристика многих концепций, претендующих на истину.

  3. Гораздо большим влиянием на рабочих, чем социал-демократы, пользовался поп Гапон. Что это такое, поп Гапон? Знаете, есть анекдот. Как отличить зайца от зайчихи? Нужно опустить ЭТО на землю. Если побежал — заяц, если побежала — зайчиха.
  4. Если все продавцы шнурков с Дорогомиловской улицы договорятся продавать шнурки не дешевле 15 копеек, то, поймите, это еще не будет промышленной корпорацией.
  5. Тема урока — монополизация промышленности и торговли в эпоху империализма и создание корпораций — картелей, синдикатов, трестов. (Несколько поколений заучивали эту триаду, как считалочку).

  6. Депутатов от большевиков в IV Думе было шестеро. Но у нас принято называть пятерых, потому что один из них Малиновский «при ближайшем рассмотрении» оказался провокатором, агентом царской охранки. Знаете, как в «В истории одного города» один из градоначальников «при ближайшем рассмотрении оказался девицею».
  7. Р. В. Малиновский (1876–1918) — член ЦК РСДРП, любимец Ленина. В 1917 г. добровольно вернулся из эмиграции, был судим и расстрелян. Другие депутаты–большевики: А. Е. Бадаев, М. К. Муранов, Г. И. Петровский, Ф. Н. Самойлов, Н. Р. Шагов. Упомянутый щедринский градоначальник — виконт Дю Шарио.

  8. Было известно, в каком московском трактире люди каких взглядов собираются. Так, например, отличались крайне реакционными убеждениями ломовые извозчики.
  9. Этот мутный поток — черносотенное движение — начался в 1905 году, а закончился... не знаю когда.
  10. Привет из 2003 года!

  11. Что русскому мужику армянин?! Он, может, армянина и в глаза не видел. А еврея видел!
  12. То есть евреи, в отличие от других «инородцев» живущие в рассеянии (диаспоре), всегда под рукой как «виновники всех бед».

  13. Крестьяне приезжали в город с пустыми телегами и ждали конца погрома.
  14. — Столыпинская реформа укрепляла капитализм...
    — Да, но это настолько абстрактно, что даже не интересно. Всякая реформа направлена на укрепление существующего строя. Вот у нас обложили налогом на бездетность 18-летних девиц — укрепляют социализм.

  15. Бои под Нарвой — легендарная страница нашей истории. Вообще, в нашей истории много легендарного... Некоторые героические товарищи действительно стреляли, это верно, но серьезного сопротивления немцам они оказать не могли.
  16. См. также В. Кардин «Легенды и факты» («Новый мир», 1966, № 2).

  17. М. Н. Покровский был в опале долгое время, потому что он писал в те годы, когда принципиальное извращение русской истории не котировалось, а котировалось только беспринципное.
  18. М. Н. Покровский (1868–1932) — историк. «Школа Покровского» толковала исторические факты извращенно, вопреки историческому материализму». («Краткий курс истории ВКП(б)»)

  19. Сказать вместо «Красная гвардия» просто «гвардия» — это то же самое, что вместо «член партии» сказать просто «член».
  20. ... Когда я спросил: «Не помните ли Вы, какова была позиция Соединенных Штатов Америки?», то он твердо и уверенно сказал: «Америка была за Гитлера!» Я не выдержал, распсиховался и убежал... Я своими глазами увидел, что пропаганда может сделать с идиотом.
  21. А. А. Якобсон принимал экзамен по истории в Таманской дивизии

  22. Великие поэты никогда не были холуями, так же как и холуи никогда не были великими поэтами.
  23. Комментарий к стихотворению А. Вознесенского «Мы противники тусклого, мы приучены к шири...». Соответствующий фрагмент предназначался для книги А. А. Якобсона «Конец трагедии», но не вошел в нее.

  24. Кстати, в спектакле Театра на Таганке именно так и есть: капиталисты ползают в ногах у колосса пролетариата. Но, ей-Богу, Джон Рид не имеет к этому ни малейшего отношения.
  25. См. статью А. А. Якобсона «О романтической идеологии». Книгу Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир» А. А. Якобсон рекомендовал в качестве пособия по истории.

  26. Светлов любил старушек. А всякого рода сверхчеловеки и подражающие им, вроде Раскольникова, убивали старушек.
  27. См. А. А. Якобсон «О романтической идеологии». Эта статья первоначально (9 марта 1968 г.) была прочитана в школе в виде лекции «Из поэзии 20-х годов».

  28. Эти строки из послереволюционных изданий были изъяты, потому что Брюсов вступил в партию...
  29. Брюсов: «Никому не сочувствуй. Сам же себя полюби беспредельно ...» и т. д. См. книгу А. А. Якобсона «Почва и судьба».

  30. Иногда кажется, что у Чернышевского так же отсутствует орган восприятия искусства, как у кастрата — любви.
  31. Если кто в русской литературе и писал бедным, безжизненным языком, то это Николай Гаврилович Чернышевский.
  32. Вот видите, сколько у меня накопилось идиллических воспоминаний о Второй школе. Когда десятый класс был восьмым... Когда я преподавал литературу... Когда я был классным руководителем...
  33. А. А. Якобсон пришел в школу в 1965 году. В 1965–66 годах преподавал, наряду с историей, литературу и был классным руководителем.

  34. У поэта — все не так, как у людей. Он берет смиренно, а отдает яростно. Люди же обычно поступают по-другому. Как раз наоборот.
  35. К стихотворению Б. Пастернака «Что почек, что клейких заплывших огарков...»

  36. Марина Ивановна разъясняет это нам, как в школе для дефективных детей. Недоумственно недоразвитых. И мы действительно таковыми являемся в области поэзии.
  37. Речь идет о статье М. И. Цветаевой «Световой ливень», посвященной Б. Л. Пастернаку.

  38. Маяковский — Есенину: «Мы крепки как спирт в полтавском штофе. Ну, а что вот Безыменский?! Так… ничего… морковный кофе».
  39. Что же делать? Кто к чему привык. Кто привык пить спирт, кто морковный кофе. Только не примите это как какой-то призыв к алкоголизму. Это аналогия, чистая аналогия.

  40. Здесь немалая концентрация образов. Немалая. О качестве образов я сейчас не говорю. Но если такая концентрация образов для вас предел, потолок, то что же вам делать с таким... Горький — это «Российское полусладкое» по сравнению с этим вот спиртом.
  41. Сопоставляются описания бури на море в «Песне о Буревестнике» Горького и «1905 годе» Пастернака. «Российское полусладкое» напоминало нынешнее белое «Арбатское».

  42. Представим себе физика ньютоновской школы. Ему для решения любых задач нужно такое понятие, как «масса покоя». Без нее он не может. И вдруг оказывается, что никакой массы покоя нет, а есть сгусток энергии, квант... Представьте себе состояние этого физика. Так вот «световой ливень» стихов Пастернака для читателя — то же, что для физика 19 века квантовая механика.
  43. Преподавание в физико-математической школе явно сказалось на А. А. Якобсоне. См. также следующий фрагмент.

  44. Скоропись Пастернака и то, что он пишет «при себе», приводит к выпадению логических звеньев в его стихах. Я опять не удержусь от аналогии. Начинающий математик, решая алгебраический пример, должен последовательно записывать все преобразования. Если он не будет записывать, он потеряет нить рассуждений. Опытный же математик сразу пишет конечное выражение, преобразования для него очевидны, сами собой разумеются, иначе для него и быть не может.
  45. Владимира Владимировича Маяковского чрезвычайно трудно было удивить метафорой. Потому что он по этой части не то что собаку съел. Он и крокодила съел.
  46. Далее А. А. Якобсон сказал, что даже метафорически искушенного Маяковского всегда восхищало четверостишие Пастернака «В тот день всю тебя от гребенок до ног...» («Марбург»).

  47. Маяковский гениален, когда он говорит только для себя. Тогда он и для нас говорит, А вот когда он начинает говорить для нас, тогда... грустно получается.
  48. Шаблонное соединение сработало: где сумрак, там и ночь. «Сумрак ночи» — непристойное выражение для Пастернака.
  49. А. А. Якобсон оговорился, читая строку «Весь сумрак рощи сообща их разбирает на перчатки» (»Ландыши»). См., однако, у Пастернака «На меня наставлен сумрак ночи...» ( «Гамлет»).

  50. Я люблю раннего Пастернака так сильно, что сильнее любить невозможно. А позднего люблю еще сильнее, через невозможное.
  51. ...Когда религия — не личные убеждения, а общественная мода.
  52. О духовной атмосфере общества во время т. н. «столыпинской реакции».

  53. Каждая страна называет своих шпионов разведчиками, а чужих разведчиков шпионами.
  54. То, что Блоку удалось сказать в четырех строках, у Есенина рассоплено на двадцать пять.
  55. Трудно установить, какие строки имелись в виду.

  56. — Вам не место в советской школе.
  57. — Если речь идет о том, кому где место, то Вам — на базаре семечками торговать.

    Хрестоматийный ответ А. А. Якобсона члену комиссии, «проверявшей» школу.

  58. Встречаю бывшего ученика. Он уже сам историк и директор школы. Вот, говорит, а Вы мне больше четверки никогда не ставили. И тут я вспомнил, что больше тройки ему никогда не ставил. Я так смутился, что пробормотал какую-то бестактность вроде того, что Жан Жак Руссо тоже в детстве был идиотом.
  59. Настоящий поэт пишет не для чего-то, а от чего-то.

  1. «Великая Коммунистическая партия» — это же абсурд! Если, скажем, в Англии повесить плакат «Да здравствует великая партия лейбористов», — их просто за сумасшедших сочтут.
  2. Вы уж поверьте, что девушку соблазнить гораздо труднее, чем Бисмарку обмануть всю Европу.

А. А. Якобсон неточно приводит афоризм В. О. Ключевского, впервые опубликованный в 1968 г.


Герман Наумович ФЕЙН
1928 г. р.
Литературовед, культуролог, публицист (известен по публикациям как Герман Андреев).
Профессор в г. Ландау, Германия.
Завуч школы и учитель литературы 1966–71

  1. Недавно вышел фильм «Анна Каренина». Фильм очень спорный. Я сейчас подробно о нем говорить не буду. Я не искусствовед. Я завуч.
  2. «Анна Каренина», режиссер А. Зархи, 1967. Г. Н. Фейн — специалист именно по Толстому — проявил в данном случае некоторое кокетство.

  3. Я Вас попрошу подняться после этого урока на четвертый этаж к завучу и сказать, что преподаватель литературы выгнал Вас с урока.
  4. Завуч и преподаватель литературы — одно и то же лицо: сам Г. Н. Фейн.

  5. Историками установлено совершенно точно, что Лев Николаевич Толстой никогда не рожал, а умер лишь однажды. Однако...
  6. Далее у Г. Н. Фейна речь шла о невероятной точности описания родов и смерти у Л. Н. Толстого.

  7. Этот период увлечения математикой сказался в романе «Война и мир», где Толстой с помощью математических выкладок пытался вычислить силу народного духа.
  8. Толстой не был непротивленцем злу, он был непротивленцем злу насилием.
  9. ... Превратился в светского льва как по имени, так и по поведению.
  10. Чтобы племянника казанского губернатора исключили из Казанского университета! Этого действительно надо было заслужить!
  11. ... А настоятель монастыря — лицо очень большое, вроде как директор завода... крупного...
  12. Характерно для 60-х: даже в шуточной реплике заметно отсутствие понятия о благодати священного сана (ср. диалог фон Корена и дьякона об архиерее в «Дуэли» Чехова). Интересно, что впоследствии Г. Н. Фейн уверовал в Бога и стал православным христианином.

  13. Вызывают писателя в вышестоящие органы и говорят: «Напиши роман о простом советском человеке.» — «А что писать?» — «Ну ты подумай, он Родину свою социалистическую должен любить?» — «Должон.» — «А задания партии и правительства должен исполнять?» — «Должон.» — «А неустанно повышать производительность труда? А жертвовать личными интересами ради общего дела?» — «Должон.» — «Ну иди и пиши». И появляется роман: «Слесарь Иванов... и т. д.»
  14. Приблизительная схематичная запись импровизации Г. Н. Фейна на тему так называемого «производственного романа».

  15. Патриот Тургенев жил в основном во Франции, а «антипатриот» Толстой — как-то все больше в России.
  16. «Поздний» Толстой не раз высказывался против патриотизма как вредного чувства. Это справедливо лишь по отношению к той его разновидности, которую К. С. Льюис назвал «бесовской». «Любовь (в том числе любовь к родине — А. С.) становится бесом, когда становится богом».

  17. Я говорю «великий русский писатель», имея в виду Шолохова периода «Тихого Дона». Сейчас он — никакой писатель. Что он делает? Выступает на съездах, глупости всякие говорит...
  18. См., например, кровожадную тираду Шолохова на ХХIII съезде КПСС (1966 г.), адресованную осужденным писателям Синявскому и Даниэлю.

  19. Вот, говорят, Шолохов — великий писатель. Как серьезно относится к слову, как тщательно текст прорабатывает! 25 лет писал «Поднятую целину». А Толстой «Войну и мир» и «Анну Каренину» за 15 лет написал! По-моему, Шолохов просто бездельник.
  20. Не делайте поспешных выводов. С помощью подборки цитат можно доказать все, что угодно. Вот, смотрите: «Баба с мозгом!... Экое богатое тело!...». Послушайте, какой же это революционер? Это же похабник!
  21. Речь идет о Базарове — герое «Отцов и детей» Тургенева.

  22. Толстой — он хитрый был. Он понимал, что его, графа Толстого, так просто, как Чернышевского или народовольцев, в Петропавловскую крепость не засадишь.
  23. Толстой поучал и обличал царя, явно не опасаясь последствий.

  24. — Лубяницкий, я твою маму видел?
    — Видели, Герман Наумович.
    — А теперь я хочу видеть твоего папу.

  25. Вызов родителей в связи с плохой успеваемостью ученика (сделан в типичной манере Г. Н. Фейна)..

  26. — А ведь Толстой детей любил.
    — Я толстовед, а не толстовец.

  27. Разговор Г. Н. Фейна в качестве завуча с нарушителем дисциплины.

  28. Вот мне тут отвечали, и я ничего не могу понять, Илья Азарьевич: все знают на пять с плюсом, но никто ничего не понимает.

Г. Н. Фейн участвовал в приеме выпускного экзамена по истории. Уроки И. А. Вербы сказались: на экзамене мы говорим не то, что думаем, а то, что говорим, не можем объяснить.


Владимир Федорович ОВЧИННИКОВ

1928 г . р.
директор школы 1956–71, с 2001 поныне
учитель истории 1957–65

1. Будете на практике претворять в жизнь идеи Ильи Азарьевича.

То есть И. А. Вербы, не раз превозносившего «общественно полезный труд». Ирония ситуации была в том, что нас отправили убирать снег во дворе как раз во время урока Вербы.

2. Товарищи, существует традиция на последнем звонке передавать традиции. У нас осталась еще одна традиция. И чтобы ее передать, необходимо ликвидировать президиум.

Последний звонок и связанная с ним символическая «передача традиций» преемникам из младших классов состоялись 23 мая 1969 г.


Исаак Семенович ЗБАРСКИЙ

1925–2004
учитель литературы 1957–70,
режиссер и художественный руководитель ЛТК 1958–70

  1. О вкусах не спорят, когда они есть.
  2. Всех слушай, никого не слушайся.
  3. Если с тобой что-либо случилось, то неспроста.

Сказано для людей, свободных от мнительности и суеверия.


Александр Владимирович МУЗЫЛЕВ

1941 г. р.
Учитель русского языка и литературы 1963 –68

— Почему это стихотворение называется «Левый марш»?
— Наверное, из-за маршевого ритма. Под него маршировать хорошо.
— Ну-ка, попробуй! А! Не получается! В чем дело?
— Видимо так: когда говоришь «левой, левой, левой», тогда и маршируешь.
 — Ну так и приседать тоже можно.

«Левый марш» — стихотворение Маяковского.


Феликс Александрович РАСКОЛЬНИКОВ

1928 г. р.
Ныне профессор Мичиганского университета.
Учитель литературы 1963–72

  1. ... И тут начинается гуманистический камуфляж.
  2. Персонаж «Преступления и наказания» Достоевского Лужин маскирует откровенно корыстные цели благородными побуждениями.

  3. Вице-губернатор — должность очень высокая. Это все равно как второй секретарь обкома или зампред облисполкома.
  4. Вице-губернатором в Твери и Рязани служил опальный М. Е. Салтыков-Щедрин.

  5. Я, возможно, не знаю особенностей современной математики, но мне кажется, что женщина-математик — не совсем женщина, да не обидятся на меня сидящие здесь девушки.
  6. Урок, посвященный Наташе Ростовой. Напомню, что наша школа была математической.

  7. Что такое телеграфный столб? Это хорошо отредактированное дерево.
  8. Источник этого bonmot установить не удалось.

  9. «Все цари, кроме китайского, носят военный мундир.» Теперь все изменилось, цари уже не носят мундир. Зато китайский — носит. Китайцы — они всегда как-то отставали.
  10. Цитата в начале — слова Андрея Болконского из «Войны и мира». При Мао-Цзедуне и он сам, и большинство китайцев-горожан носили полувоенную униформу.

  11. А вот Симонова, наверное, все знают. Потому что Симонов — это ширпотреб.
  12. К. М. Симонов (1915–1973) — поэт, прозаик, драматург. Речь на уроке шла о поэтах военных лет. Мы не знали имен Дудина, Слуцкого, Межирова, Самойлова и др.

  13. Вам известно такое имя, как Николай Тихонов? Чем он занимается? Играет роль свадебного генерала: вручает Ленинские премии. А ведь это был талантливый поэт.
  14. Н. С. Тихонов (1896 — 1979). О его поэзии см. в работе А. А. Якобсона «О романтической идеологии». Ранней поэзии Тихонова впоследствии оказалась посвящена магистерская диссертация самого Ф. А. Раскольникова (в США).

  15. Для Тургенева, как передового мыслителя, Инсаров — положительный герой. А для Тургенева-человека — это баран!
  16. Напыщенную пошлость эпизодов с Инсаровым в «Накануне» Ф. А. Раскольников специально разбирал на уроках. Вопиющие провалы мастерства выдают истинное авторское отношение к герою.

  17. Если считать Пушкина, Достоевского, Толстого фельдмаршалами, то генералом в советской литературе Ф. А. Раскольников называл М. А. Булгакова (в 1967 году!).
  18. А. П. Чехов в своей шуточной «Литературной табели о рангах» (1886 г.) зачисляет Толстого вместе с Гончаровым в III класс (тайный советник), оставляя первые два класса вакантными (фельдмаршал — чин I класса).

  19. — Это мнение Толстого или Ваше мнение?
  20. Раскольников: — Это мнение Толстого и мое мнение.

  21. В «Манифесте» написано: «Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». У нас же любят цитировать наоборот.
  22. Интересно, кто сейчас помнит «Манифест Коммунистической партии» Маркса и Энгельса?

  23. Труженики постели.
  24. Опоздавшие на урок.

  25. Основным недостатком этой в общем-то хорошей работы, является игнорирование позиции самого автора.
  26. Отзыв о сочинении.

  27. Нужно тянуться к Толстому, а не опускать его до себя.

Виктор Исаакович КАМЯНОВ

1924–1997.
Критик, литературовед, писатель. Участник войны.
Учитель литературы 1963–72

  1. Написан этот учебник скучно, без игры ума и дубовато.
  2. Официальный учебник литературы Флоринского.

  3. Марксистское направление крупных имен в поэзии не выдвинуло. Видимо, в четкости политических установок есть тормозящее свойство, есть нечто «лидообразное».
  4. В. И. Камянов любил неологизмы. В данном случае он вспомнил ригористичную Лиду Волчанинову из рассказа Чехова «Дом с мезонином».

  5. Эта строка обладает материальностью духовности.
  6. Два наших враждующих журнала «Новый мир» и «Октябрь» в последнее время наперебой цитируют это место из статьи. Причем половину цитаты берет себе один, а половину — другой. Целиком же никто не приводит.
  7. «Новый мир» Твардовского и «Октябрь» Кочетова одинаково нуждались в «авторитете» ленинской цитаты (в данном случае — из статьи «Партийная организация и партийная литература»). Однако, положение журналов было неодинаковым, что вскоре подтвердилось разгоном редколлегии «Нового мира» и снятием Твардовского (1970). Ср. «Попробуйте раздать сочинения Ленина разным людям и спросите потом их мнение: дай бог, если двое из ста сойдутся.» (В. Буковский. «И возвращается ветер»).

  8. В 1889 году Горький написал поэму, которую — то ли по недостатку опыта, то ли вкуса — назвал очень нехорошо, по принципу бумеранга (одно из тех названий, что бьют по автору): «Песнь старого дуба».
  9. Почему-то этот «старый дуб» вызывал у нас неудержимый смех. Кстати, во многих языках слово «дуб» не имеет отрицательной семантики. Например, в латышском (ozols), где возможен, скажем, патетический возглас: «Не перевелись еще дубы в Латвии!»

  10. «Девушка и смерть» Горького очень понравилась товарищу Сталину. Поперек титульного листа он начертал высочайшую резолюцию: «Эта штука посильнее «Фауста» Гете. Любовь побеждает смерть.» Дело даже не в том, что гений Гете и талант Горького величины... может быть и соизмеримые: Гете работал над «Фаустом» 25 лет, Горький над поэмой тоже работал.... несколько дней. Дело в том, насколько для тирана, простите, вождя все легко и просто.
  11. Этот эпизод из официальной сталинской агиографии был к нашему времени прочно забыт. Всю историю мы слышали впервые.

  12. У Пушкина есть позорнейшее стихотворение «Клеветникам России». Помните: «Кто победит в неравном споре: Кичливый лях иль верный росс?» Лях — он кичливый, он уже заведомо бяка.
  13. ... Одни говорили: «Великий Сталин сказал: «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи». Следовательно, если Маяковский примыкал к футуризму, то футуризм — это хорошо».
  14. Другие говорили: «Очевидно, что футуризм — течение не революционное, не наше. Тем более велика заслуга Маяковского, преодолевшего футуризм и ставшего на правильный путь, и тем более прав товарищ Сталин, сказавший: «Маяковский был и остается...» и т. д.

    Третьи говорили: «Великий Сталин сказал: «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи». Поэтому Маяковский до советской эпохи — это плохо, а позже — великий пролетарский поэт.»

    В. И. Камянов иронически пересказывает содержание дискуссии 1948 г. о традициях Маяковского в поэзии.

  15. Долгое время литературоведы не знали, куда сунуть поэму «Про это». Дело в том, что товарищ Сталин уже произнес свою крылатую фразу »Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи». Точка. «Невнимание к его творчеству — преступление».
  16. Что значило «преступление» в устах Сталина, к чему это ведет — все хорошо знали. Маяковского вознесли на небывалый пьедестал и стали насаждать, как Екатерина — картошку. Вряд ли следует что-либо, даже великое, насаждать, как картошку. У людей возникает раздражение и противодействие: «Ах, вы нас Маяковским?! А мы изнутри забронируемся и не пропустим!»

    Слова о Екатерине и картошке — скрытая цитата из очерка Б. Пастернака «Люди и положения». Далее Пастернак говорит о Маяковском: «Это было его второй смертью. В ней он неповинен».

  17. Существует официальный взгляд на Маяковского, и мы от этого взгляда никуда не денемся. А говорить серьезно можем, к сожалению, лишь в такой небольшой аудитории, без внешнего и внутреннего цензора.
  18. Вдруг придет комиссия и нас застукает... Комиссии приходят не для того, чтобы улавливать логику в ваших ответах. Комиссии приходят ловить идеологических блох.
  19. Последующий разгон школы подготавливался многочисленными комиссиями РОНО.

  20. Экзаменаторы прочтут ваше сочинение, ничего не поймут, удивятся и могут от удивления вам двойку поставить.
  21. А вы пробовали читать учебник? Язык... Таким языком можно писать о свиноводстве.
  22. Роман «Мать» — любимое произведение Министерства просвещения.
  23. С романом «Мать» вам придется сталкиваться в самых неожиданных местах. И желательно, чтобы вы вышли из этих столкновений с честью, не оставив клочков своей одежды на колючках.
  24. У жандарма желтое лицо, в чём отражаетя процесс гниения эксплуататорского общества.
  25. Горьковский художественный метод (в «Матери») здесь если и утрирован, то незначительно.

  26. В романе герои сами дают друг другу характеристики, облегчая тем самым задачу учителя литературы.
  27. У нас в программе еще много произведений, которые для развитого эстетического вкуса — не сахар и не пирожное.
  28. Идеи сухим пайком. Развести бы их по вкусу — глядишь, получилось бы что-то более жизненное.
  29. В конце нашего разговора о романе «Мать», как мы договорились, даю вам план по теме «Роман Горького «Мать» как произведение социалистического реализма». Этот план будет для вас печкой, от которой вы сможете танцевать, смотря по обстоятельствам. Итак, план — печка, которая, может, и не греет, но полезна.
  30. Мы сейчас боимся Христа, как православные боятся Антихриста.
  31. В. И. Камянов с большим пиететом относился к крестной жертве Спасителя и даже считал, что у официоза есть шанс «очеловечиться», взяв в свой арсенал этот образ.

  32. Ребята! Вы только не усваивайте то, что я говорю. Потому что это крамола.
  33. Роман «Мать» построен как учебное пособие по изучению рабочего движения в начале ХХ века.
  34. Как только вы начинаете говорить высокоидейные вещи, есть надежда, что экзаменаторы сами вас остановят, потому что вы будете чесать уже расчесанное место.
  35. Патетика надоела даже тем, кто ею живет. Так что не переусердствуйте. Психика человека не железная. Даже идеологические болтуны могут не выдержать барабанного боя и оркестровой меди ваших ответов, так как вы будете воспалять уже воспаленный участок их мозга.
  36. Современные критики стремятся так изнасиловать художественное произведение, чтобы извлечь из него политический плод.
  37. Жандарм предложил ему стать кузнецом своего счастья. Тук-тук! — кузнец.
  38. Эпизод неудачной вербовки главного героя в осведомители в «Жизни Клима Самгина» Горького.

  39. Два доноса... Была такая лимитная норма для ареста.
  40. Негласно действовала до 50-х гг. См., например: Л. Владимиров «Россия без прикрас и умолчаний» (1968 г.), где автор рассказывает историю собственного ареста в 1947 г.

  41. Манера легкого глумления над тупицами.
  42. В «Мастере и Маргарите» Булгакова.

  43. А теперь посмотрим, как Есенин пытается выступить в роли Маяковского.
  44. «Песнь о великом походе».

  45. Врываясь в чужие сферы, Есенин начинал ломать там дрова.
  46. Ты что, хочешь Пастернака в школьной программе? А Цветаеву не хочешь? А Гумилева?
  47. Но тут наступил славный 37-й год, и муж Марины Цветаевой вместе с дочерью исчезли в потоке событий.
  48. Сергей Эфрон (1893–1941) и Ариадна Эфрон (1913–1975) были арестованы в 1939 г.

  49. Лет восемь назад Илья Эренбург опубликовал в «Литературной газете» маленькую заметочку о Цветаевой. Ему тут же была дана гневная отповедь за попытку протащить идеологически чуждый товар на нашу биржу.
  50. Эренбург опубликовал несколько стихотворений Цветаевой со своим предисловием еще в 1956 г. в знаменитом альманахе «Литературная Москва». Альманах (ред. Э.Казакевич) подвергся поношению. Исключительно гнусная публикация о Цветаевой — «Крокодил», 1957 г., №5.

  51. Литературная братия от нее шарахалась.
  52. Цветаева в СССР.

  53. У вас есть некоторое преимущество перед профессиональными литературоведами: вы морально не завербованы.
  54. Идеи вырабатываются в зданиях с фасадом, украшенным колоннами.
  55. Вторая школа — это оазис, из которого вам еще придется вылетать.
  56. «Оазис» — самая удачная метафора Второй школы. «Заповедник» — неточно; «лицей» — ко многому обязывает.

  57. Человек не имеет права навязывать жизни сухие логические системы. Это же чистая логистика. А логистика сильно смахивает на шагистику.
  58. «Всемогущий, ты выдумал пару рук,
  59. Сделал, что у каждого есть голова.»

    Вот в последнем поэт немного заблуждается.

    Цитируются стихи Маяковского («Облако в штанах»).

  60. Я думаю, что настанет такое время, когда не нужно будет бояться, что придет инспектор из ГОРОНО, заглянет в ваши записи и удивленно спросит: »А почему на какую-то Цветаеву отведено так много времени?»
  61. В. И. Камянов прочёл о Цветаевой 6 лекций.

  62. У меня всегда было такое ощущение, что дух Есенина заблудился в его плоти.
  63. Пролеткультовцы, они ведь как рассуждали: вся старая литература — буржуйская. Пушкин — буржуй, Лермонтов — буржуй и так далее. А нам, пролетариям, негоже якшаться с буржуями и с тем, что они нацарапали своим буржуйским пером. Мы будем писать киркой и лопатой.
  64. Пролеткульт — кружок пролетарской самодеятельности в искусстве. Существовал в 1917–1932 гг.

  65. Журнал «На посту» — это была такая рапповская дубинка, которую время от времени обрушивали на головы писателей.
  66. РАПП — Российская ассоциация пролетарских писателей. Существовала в 1925–1932 гг.

  67. Марксист он был... твердокаменный.
  68. В переводе на русский это значит «Лагерь «Не унывай»». С какого? С англо-еврейского.
  69. «Кемп Нит гедайге» — стихотворение Маяковского.

  70. Как видите, Маяковский не слишком связывал себя приличиями по отношению к кумирам революционного движения.
  71. «Карлы-марлы борода».

  72. Достоевского ведь принято считать отцом современного модернизма. Кафку из него выводят, Пруста...
  73. Ф. Кафка (1883–1924) — австрийский писатель;
    М. Пруст (1871–1922) — французский писатель.

  74. Человек, опьяненный политическим алкоголем, утрачивает сходство даже с парнокопытными. Начинает походить на ихтиозавра.
  75. Привет нынешней непримиримой оппозиции!

  76. Ленин был человек уникальный, ибо он хоть в этой области признавал свою некомпетентность. Товарищи, занимавшие высокие посты после Ленина, были чисты в этом смысле: они были во всех областях компетентны. В области языкознания, например. О кукурузе уж и говорить нечего.
  77. Говоря о «Прозаседавшихся», Ленин признавал свою некомпетентность в поэзии. Далее В. И. Камянов намекает на Сталина и Хрущева.

  78. ... Манеж интеллигентности прошел...
  79. Слово «образованщина» еще не было известно.

  80. Люди-кремень, ну, то есть большевики.
  81. Да, но ты мешаешь нашему разговору о бессмертии Ленина. Может, это вообще происки международных организаций?
  82. Ироническое замечание разговаривающему на уроке.

  83. Я вынужден все время пришпоривать педкобылу, то есть самого себя.
  84. Цейтнот по программе.

  85. Шматков! Как только я произношу слово социализм, ты сразу начинаешь разговаривать с соседом.
  86. Ребята, слава Богу, нашлись ваши сочинения. Оказывается, их Феликс Александрович забрал. А то я уж думал, их унесли насовсем в закрытое учреждение.
  87. Человек не рассыпается на перечень моральных качеств.
  88. Анджей Вайда поднялся на такую высоту философского обобщения, с которой обе стороны баррикады выглядят одинаково мелкими.
  89. А. Вайда (р.1926) — польский кинорежиссер, чей знаменитый фильм «Пепел и алмаз» (1958) мы смотрели и обсуждали в школе (показы состоялись 24 и 31 января 1969 г.).

  90. Лубяницкий! Я, как человек сугубо лояльный, не могу пресечь твоего чтения журнала «Коммунист», но надо делом заниматься. Нашим делом, которое тоже входит в общую программу коммунистического воспитания Лубяницкого.
  91. Г. Лубяницкий читал статью «За ленинскую партийность в освещении истории КПСС» («Коммунист», 1969, №3), свидетельствующую о резком идеологическом «похолодании» в конце 60-х. В статье фактически реабилитировались Сталин и сталинизм, сводились на нет решения ХХ и ХХII съездов КПСС.

  92. Убери «Коммуниста», убери!. В сердце, в сердце его носи!
  93. Не забывайте, что Фадеев — один из руководителей РАППа. А РАПП по классовому чувству — большой специалист.
  94. ... Положения марксизма, приспособленные к начальному образованию.
  95. О пьесе К. Тренева «Любовь Яровая».

  96. Работа написана под сильным влиянием Степановой. Ты даже повторил ошибку Степановой, приписав Есенину строчку Маяковского. Чтобы их спутать, требуется большое умение.
  97. Проще говоря: работа списана у Н. Степановой.

  98. Отбросьте нравственность и мораль, и человечество неминуемо превратится в стадо, послушное воле пастуха. А пастух может быть и пьяным.
  99. Трудно переоценить роль подобных высказываний в нашем воспитании. Оставалось немногое: поставить вопрос об источнике нравственности и морали.

  100. Маяковский никогда не был кавалеристом в отличие от Багрицкого, который хотя бы отчасти был кавалеристом. Делопроизводителем он служил.
  101. Багрицкий воевал на персидском фронте, а затем служил в агитбригаде им. ЦИК.

  102. Почему я говорю об этом с иронией? Потому что это примитивно по самой постановке вопроса. А все, что примитивно по самой постановке вопроса, заслуживает иронического отношения, даже если находится в двоюродном родстве с истиной.
  103. Одно из самых запоминающихся суждений В. И. Камянова.

  104. У Заболоцкого прозаическая респектабельная внешность. Такого человека можно принять за бухгалтера средней руки, за хозработника, за директора школы (не во Второй школе будет сказано, где все не так, как у людей).
  105. Н. Заболоцкий (1903–1958) — поэт.

  106. Ирония держит за крылья пафос, чтобы его не занесло слишком далеко.
  107. Особенность ранней поэзии Заболоцкого.

  108. Два доноса требовались в 38-м. В 37-м еще три требовали, а в 38-м — два. Процесс постепенно упрощался, чтобы не было канцелярских излишеств.
  109. Об аресте Заболоцкого в 1938 г. См. также №28.

  110. Платонова и Заболоцкого обвиняли во всех смертных идеологических грехах. Платонова раз чуть не выпороли. Александр Александрович Фадеев возглавлял экзекуцию. Сталин углядел в повести «Впрок» клевету на коллективизацию. Подал команду «Ату его!». Фадеев заложил четыре перста в рот и ... Было заседание, на котором Платонова заочно разложили на составные части.
  111. Андрей Платонов (1899–1951) — писатель. Описанные события относятся к 1931 г.

  112. Стремление утяжелить стихотворение метафорой, чтобы оно не плавало на поверхности как щепочка или что-нибудь менее ароматное.
  113. В стихотворении М. Светлова (1903–1964) «Гудками ревут...».

  114. Классовая борьба шла вручную.
  115. Товарищи из «Литературки» не хотят, чтобы их совсем уж считали за «октябристов», ну, то есть за сталинистов. Поэтому они, погладив редакцию «Огонька» по темечку, затем щелкнули ее по носу.
  116. Дамочка, едущая на курорт, уже психологически подготовлена к украшению голого черепа своего мужа ветвистыми рогами.
  117. В фильме режиссера Е. Кавалеровича «Поезд» (1959), который был показан в школе 7 марта 1969 г.

  118. Выдает 200% чувств против нормы.
  119. Актриса Татьяна Доронина. Ныне — главный режиссер МХАТ им. Горького (на Тверском бульваре).

  120. Легкая доля ехидства не помешает при ответе на этот вопрос. Такое ехидство допустимо, ибо не содержит политической крамолы. А Министерство ковырнуть никогда не мешает.
  121. До фашизма можно откуда угодно дойти, если идти слишком далеко.
  122. Ср.: А. А. Якобсон «О романтической идеологии» (об отчуждении идей).

  123. «За время пути» собачка культа подросла в такого барбоса здорового, что только держись!
  124. Пока А. Н. Толстой писал роман «Петр Первый», в СССР укрепился сталинский режим. Последние части романа уже напрямую этот режим обслуживают. В высказывании В. И. Камянова косвенно цитируется стихотворение С.Маршака «Багаж».

  125. «Культура — дело наживное», как говорит Кочетов. Знаете Кочетова? Он еще так говорит: «Талант — дело наживное», «Мастерство — дело наживное«.
  126. В. А. Кочетов (1912–1970), см. №4.

  127. В российском (заметьте, я сказал российском, а не русском) характере есть склонность к авралам.
  128. Но если мы будем вдаваться в подробности, то никогда не выйдем на прямую линию. А прямая линия ведет — куда?
  129. Я, конечно, не против, чтобы вы поточили об меня свои молодые коготки.
  130. Количество сна переходит в качество работы.
  131. Это беллетристика такого высокого разбора, что колеблется на грани большой литературы.
  132. Не помню, о каком произведении так говорилось.

  133. Интересно проследить, как официальная идеология становится элементом личной жизни человека.
  134. Но уж как он приспосабливался! Когда Сталину потребовалось возвеличить Ивана Грозного, Толстой сразу же изготовил дилогию «Иван Грозный». Там царь выглядит кем-то вроде секретаря обкома.
  135. А. Н. Толстой, конечно. Ср. у Е. Евтушенко:

    «Итак, да здравствует карьера,
    Когда карьера такова,
    Как у Шекспира и Пастера,
    Ньютона и Толстого... Льва!»

  136. Интеллигенция органически необходима государству. Просто для обмена веществ. Ведь без интеллигенции... Как это у Ильфа и Петрова: «Трамвай построить — не ешака купить». Даже трамвай нельзя построить без интеллигенции.
  137. Цитируется роман «Двенадцать стульев».

  138. Это, конечно, метафора, но я сомневаюсь, что человек — подходящий материал для выделки гвоздей. Но Тихонов в этом не сомневался. Человек — лучший материал для гвоздей, чтобы распять ими тело мировой контрреволюции.
  139. Речь идет о хрестоматийных строках Н. Тихонова: «Гвозди бы делать из этих людей / Крепче бы не было в мире гвоздей».

  140. Вы не во Второй школе изучали, что такое народность.
  141. Эмоции, которые на коротком поводке у материи.
  142. Интеллектуальные рикши, которые перевозят чужой груз из учебника в класс.
  143. О своих коллегах — учителях. Не в бровь, а в глаз.

  144. Логика, которая самоопыляется.
  145. Тендряков... Он заслуживает того, чтобы его запомнили. Он порядочный человек. У нас вообще все литераторы делятся на два разряда.
  146. Со статистикой мы вряд ли сдружимся. Статистика в ходу только там, где полная гласность.
  147. Не случайно наступление «гласности» было обозначено статьей В. Селюнина и Г. Ханина «Лукавая цифра», повествующей как раз о фокусах официальной статистики.

  148. Монополией в философии у нас пользуется доктор наук Разумный, умственные способности которого находятся в обратно пропорциональной зависимости с его фамилией.
  149. В. А. Разумный (р. 1924) — философ, специалист по соцреализму и эстетическому воспитанию. Еще по поводу его фамилии В. И. Камянов говорил: «Господь нечистую силу метит.»

  150. Настоящей поэзии никогда не было и не может быть без поэтической странности.
  151. Современный квазипсевдоинтеллигент.
  152. В. И. Камянов называет так героя рассказа А. Битова «Пенелопа». Слово «образованец» тогда еще не было известно.

  153. Любовь к искусству нагадить ближнему в карман.
  154. Обилие Буренковых делает обыкновенный труд егеря героическим.
  155. В. И. Камянов часто повторял нам, что «трудовой героизм» (тема экзаменационного сочинения, утвержденная Минпросом) есть явление вынужденное, есть следствие ненормальной, аварийной ситуации, и в нормальной обстановке его быть не должно. Здесь он иллюстрирует эту мысль рассказом Ю. Нагибина «Погоня»: самодурство бюрократа Буренкова вынуждает егеря Анатолия Ивановича совершить героический поступок.

  156. Да, вышли мы все из народа, и попы в том числе.
  157. «Вышли мы все из народа» — строка из революционной песни «Смело, товарищи, в ногу» (слова Л. Радина, 1897). Священник (поп) в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», о которой здесь идет речь, обрисован автором с явной симпатией.

  158. Вы должны ориентироваться на бредовые завихрения их сознания.
  159. О возможных темах экзаменационных сочинений по литературе.

  160. — Вы должны руководствоваться принципом: ни одна ваша фраза не должна лечь в протокол.
    — А куда она должна лечь?
    — Куда? В золотой фонд мысли человеческой.
  161. Совет В. И. Камянова разумен, но в обеих частях сразу абсолютно невыполним. Трудно сказать, как обстояло дело в прошлые века, но в нашей стране в ХХ веке любая мало-мальски ценная мысль (в гуманитарной сфере) обязательно была оппозиционной. Об этом, не сговариваясь, писали такие разные люди, как О. Мандельштам, А. Солженицын, А. Синявский, В. Буковский.

  162. Интересно, как ты на материале французской литературы раскроешь тему «Партия — наш рулевой»?
  163.  — Ну вот вам три точки: Керенский, Кускова, Милюков... Проведите через них прямую.
    — Плоскость!
    — Плоскость? А что, разве через три точки нельзя провести прямую?
    — Нельзя ...
    — А разве на прямой нельзя отложить три точки?

  164. А. Ф. Керенский (1881–1979); Е. Д. Кускова (1869–1958) — политические деятели. Вместе с П. Н. Милюковым выведены в поэме Маяковского «Хорошо». Наша реакция на слова В. И. Камянова вызвана твердым знанием аксиом математики. Действительно, через любые три точки всегда можно провести плоскость, а прямую — лишь в частном случае.

  165. «Лучше меньше да лучше» — вот смысл каждого выступления Шолохова. «Пусть писатель пишет книгу 30 лет, зато книга будет полновесной». Ударим по читателю полновесной книгой.
  166. «Лучше меньше да лучше» — название статьи Ленина.

  167. ... Когда Шолохов выезжал на линию фронта, по пути следовали звонки: «Едет Шолохов. Вы за него отвечаете. Что бы ни один волос не упал с его головы!» Кстати, там особенно и падать-то было нечему.
  168. Во время Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом «Правды» и «Красной звезды».

  169. Да, он похабник, он вор, он тупица... Но НАШ тупица.
  170. Морозка — персонаж романа Фадеева «Разгром» — в понимании автора.

  171. Когда пишешь без полей — это величайшее нахальство с твоей стороны, потому что ты не оставляешь мне места делать замечания и исправлять твои ошибки.
  172. Это вообще вне традиций Второй школы, по-моему.
  173. Кто-то из нас списал свой доклад из учебника.

  174. Шолохов — это запретная зона для всякого рода критических стрел. Ни один редактор, у которого есть жена и дети маленькие, не пропустит ни одной критической заметки о Шолохове.
  175. Во Второй школе слишком большая роскошь упоминать в сочинении Солженицына.
  176. Школа постоянно находилась под угрозой и, конечно, без нужды «подставляться» не следовало. В то же время, произведения Солженицына открыто рекомендовались нам для внеклассного чтения.

  177. «О жизни Ленина в Разливе». Прямо как стихи звучит фраза. Ну и как жизнь была в Разливе?
  178. О жизни Ленина и Зиновьева в Разливе рассказывает повесть Э.Казакевича «Синяя тетрадь».

  179. Повесть была дружно освистана критикой. Свист был, конечно, по казенным нотам.
  180. Э.Казакевич, «Двое в степи».

  181. Порядочные писатели об авралах не пишут. Порядочные писатели, они совесть свою писательскую блюдут пуще невинности.
  182. Аврал — фактически синоним «героического труда».

  183. В главе «Солдат и смерть» чувствуется влияние «Фауста» Гете... второй его части. И Горького, конечно. «Девушка и смерть». Недаром Иосиф Виссарионыч Сталин сблизил эти два произведения и нам велел...
  184. «Солдат и смерть» — глава из поэмы А.Твардовского «Василий Теркин». О Гете и Горьком — см. №6.

  185. ... Лагерь журнала «Октябрь», тяготеющий к «батьке усатому».
  186. То есть к Сталину. Широко известное прозвище в литературе впервые появилось в «Одном дне Ивана Денисовича» А. Солженицына (1962).

  187. У меня такое впечатление, что Михаил Шатров употребляет Ленина не по назначению.
    Шатровский Ленин говорит, например, что знает только одну великую цель: жизнь и счастье человека. Желаемое явно выдается Шатровым за действительное.

  188. Рабинович!.. Классовой борьбы на тебя нет!
  189. Рядовая острота (в этот момент разговор шел о классовой борьбе в «Поднятой целине») спустя несколько лет приобрела зловещий смысл: в серии статей журнала «Молодая гвардия» утверждалось, что антисемитизм вообще и еврейские погромы, в частности — это одна из форм классовой борьбы.

  190. Сомневаешься? Сомнение — дело продуктивное для ученика.
  191. ... Ну а учебник — это последняя стадия идиотизма.
  192. Сказано вполголоса.

  193. Человек считает свое сознание абсолютно ясным и чистым, а если чье сознание не похоже на его сознание, то оно заведомо затуманенное.
  194. Было закрыто замечательное издательство «Academia ». Как во время гражданской войны писали: «Райком закрыт, все ушли на фронт», так и на двери «Академии» можно было бы написать: «Издательство закрыто, все арестованы».
  195. Издательство«Academia» существовало в 1922–1938 гг.

  196. ... С огромным партийным усилием воли.
  197. Сталин не любил сажать тех, кого лично знал. И тех, кого считал значительной фигурой. Даже Булгакова не посадил. Михаил Кольцов? А, очеркист, сажайте. Бабель? Что-то он там про Конармию не то написал... Буденный был недоволен... Сажайте. А вот «Дни Турбиных» 15 раз смотрел и с Булгаковым разговаривал по телефону.
  198. М. Кольцов (1898–1940) — журналист;
    И. Бабель (1894–1940) — писатель, автор книги «Конармия» (1926);
    С.Буденный (1883–1973) — военачальник.
    «Дни Турбиных» Булгакова были разрешены к постановке только в МХАТе.

  199. «Недоносок рыжей клячи». Здорово ругаются предки. «И звезда его крылата устремилась на восток». В сторону Китая.
  200. Цитаты — из поэмы Заболоцкого «Торжество земледелия».
    «Предки» — персонажи поэмы. Но на молодежном жаргоне 60-х «предки» — это родители, и В. И. Камянов безусловно учитывал этот смысловой оттенок. Китай 60-х гг. воспринимался как синоним тоталитаризма.

  201. Человеческое сознание очень любит стереотипы. Стереотип — средство экономии мышления.

Алексей Филиппович МАКЕЕВ

1913– 07.06.1979
В прошлом офицер Советской Армии, политзэк,
участник Кенгирского восстания 1954 г.
Учитель географии, тренер, начальник летних школьных лагерей 1961–76

  1. В 1940 году СССР забрал Молдавию обратно.
  2. Догонять и перегонять Америку предоставьте Хрущеву. Он был специалистом по этой части.
  3. «Догнать и перегнать» — неисчерпаемая тема острот того времени. См., например, фильм Р.Быкова «Айболит–66».

  4. Сахарный тростник рубят, в основном, негры. Настоящий кубинец любит пить кофе, читать газеты, смотреть корриду и футбол, курить сигару, играть на гитаре и петь песни. В крайнем случае — взять винтовку и сделать революцию. Но чтобы работать...
  5. Если бы мы собирали с одного гектара столько зерна, сколько в Голландии, то смогли бы прокормить еще одного такого друга, как Мао Цзэдун и его группа.
  6. Насколько помню — 30–40 ц. против наших 12–15. С маоцзедуновским Китаем в то время отношения были крайне враждебными.

  7. Советский Союз в лице товарища Сталина заключил с Германией договор о ненападении.
  8. Что делать? Слушать. Делать сосредоточенное, умное лицо и вести себя прилично.
  9. О заседании в школе общества советско-датской дружбы.

  10. У меня годовой план по единицам должен быть выполнен.
  11. А. Ф. Макеев действительно был щедр на единицы.

  12. Мыслите экономически!
  13. Двоечников я разделяю на три группы:

  1. Наводящий вопрос: урок учил?
  2. Если какая-нибудь пьяная морда будет приставать — берите дубину и по пьяной морде!
  3. Трактор закажу — и в Сухуми. А там пропеллер в зад — и в Москву.
  4. А. Ф. Макеев был начальником летнего школьного лагеря в Абхазии. Разговор с нарушителями дисциплины у него был короткий.

  5. — Куришь?
    — Курю, Алексей Филиппович.
    — Ну, кури, кури. Скорее сдохнешь.
  6. Вообще, курение преследовалось в школе неадекватно строго. Я объясняю это тем, что школа буквально «висела на волоске», и администрация не хотела давать недоброжелателям никакого лишнего компромата.

  7. Ставлю тебе единицу и двойку. Двойку за то, что ты ничего не знаешь, а единицу за то, что тянул время.
  8. Как Сталин сказал Владимиру Коккинаки: «Ты будешь героем», и тот действительно стал Героем Советского Союза, так я тебе говорю: ты получишь двойку.
  9. В. Коккинаки (1904–1985) — летчик-испытатель, любимец Сталина. Ирония здесь в том, что исполнение «предсказаний» Сталина и А. Ф. Макеева зависит от них самих.


Яков Васильевич МОЗГАНОВ

Родился 28.07.1932
Учитель физики 1967–71.
Ныне в Израиле, основатель школы Мофет

  1. Толково!
  2. «Фирменная» похвала.

  3. Это было в то время, когда вольтметр назывался напряжёметром.
  4. То есть в годы борьбы против «низкопоклонства и угодничества перед Западом» (1947–53).

  5. Подходит человек и спрашивает: «Что у меня за контрольную: два или три?» Я говорю «Три» — «А за что три?»
  6. Психологически вполне объяснимо: когда опасность миновала, запросы возрастают.

  7. Нормальная составляющая оказалась абсолютно ненормальной.
  8. Если вы думаете, что это все, что задано на четверг, то вы ошибаетесь.
  9. Фронтальный опрос с фатальным исходом.
  10. Фронтальный опрос — тогдашний педагогический термин (правильнее — тотальный: опрос всего класса в течение урока).

  11. — Я на уровне Перышкина написала.
    — Ничего. Перышкин все-таки профессор.
  12. А. В. Перышкин (1902–1983) — член-корреспондент АПН, автор учебника физики для школы, к концу 60-х гг. изрядно устаревшего.

  13. Знаете, вы можете над Перышкиным сколько угодно иронизировать, но написать учебник для школы — это дико трудно.
  14. Когда человек боится, его волей-неволей стукнут.
  15. Я вас самым тщательным образом умоляю.
  16. «Самым тщательным образом» — еще один типично мозгановский оборот речи.

  17. Пока вы докладываете, экзаменатор совсем о другом думает. Он думает... что он за завтраком съел.
  18. Вы настолько молодцы, что с вами иногда трудно разговаривать.
  19. То есть учитель, не имея готового ответа, вынужден соображать на ходу.

  20. Ребята! Вы так много знаете, что знания у вас очень непрочные.
  21. Я тебе сейчас стихи Есенина начну читать — ты мне по физике пять поставишь?
  22. Заметьте, это довольно современный подход к молекулярно-кинетической теории. В том смысле, что примерно век назад был таким. А Перышкин — вообще два века назад.
  23. На экзаменах не употребляйте слова «интеграл», чтобы экзаменатора не начинало бить мелкой дрожью.
  24. Коринфский, встань! Чем бы в тебя кинуть, чем не жалко? Ориром, устраивает?
  25. Дж. Орир — автор увесистого тома «Популярная физика».

  26. Ты физику учишь, а физика — это не китайский язык.
  27. Вы понимаете, что трудно открывать законы, стоя у доски.
  28. Наблюдал я такую картину: сидели солидные деятели народного образования, а заместитель председателя ГОРОНО нес какую-то ахинею насчет учета директорами школ пропусков по отдельным предметам. Вдруг поднимается солидный директор и спрашивает: «Простите, я не расслышал, физику во вторую клеточку записывать?» — «Нет! По моей системе физика записывается в третью клеточку.» И так далее... Чем солиднее директор, тем «умнее» вопрос.
  29. Пижонство — частный случай многоженства, когда число жен равно π.
  30. Я. В. Мозганов пересказывает нам популярный у математиков анекдот.

  31. Это было бы очень смешно, когда бы не было так глупо.
  32. Перефразировка известных строк Лермонтова.

  33. Особенно мне понравилась знаешь, какая твоя ошибка?
  34. Боишься? Ну, не бойся, скажи «боюсь».
  35. Знаете, экзаменаторы действительно не любят, когда им говорят, что вопрос поставлен глупо.
  36. Допрос с пристрастием будет. Если получишь четверку, считай себя счастливым человеком. Скорее всего, будет тройка, то есть двойка.
  37. Я вам уже объяснял: эта работа для души.
  38. Внеплановая контрольная.

  39. Возможность получить хорошие знания выше принципа.
  40. Я. В. Мозганов мог бы сделать это высказывание личным девизом. Знания были для него безусловным приоритетом, в этом он был истинным «физиком» (а не «лириком»).

  41. Когда у вас зачеты по физике были, мы уроки истории прикончили. Так Верба мне до сих пор вспоминает.

Алексей Петрович УШАКОВ

Учитель математики 1966—70

  1. Пусть имеем...
  2. Традиционное для А. П. Ушакова, не очень грамотное, но очень колоритное начало формулировки условия задачи.

  3. Не говорите «один в уме». Ума у вас нет.
  4. Слабое математическое развитие.
  5. Традиционный «диагноз».

  6. «Корней нет» — Мозгов у тебя в голове нет!
  7. Надпись на полях контрольной работы.

  8. В больницу ходила? Надо не по улицам бегать, а уроки учить!
  9. Чтобы найти точку на плоскости, нужно учебник читать
  10. Подобная причудливая логика была очень характерна для А. П. Ушакова.

  11. Если ты не будешь выгнан, ты будешь спрошен по геометрии.
  12. Выгнан из школы, как это ни печально.

  13. Из вас выйдут хорошие солдаты.
  14. Прозрачный намек мужской части класса.

  15. «Необходимо и достаточно» — не игра слов, а существо дела.
  16. Так же как и выражение «те и только те».

  17. Для того чтобы поступить в ВУЗ, необходимо подать заявление. Но достаточно ли?
  18. Бросьте все дела и приходите на олимпиаду. А то я вам снижу оценки и вы ничего не заметите. А если и заметите, то ничего не сможете доказать.
  19. — А на олимпиаду приходить обязательно?
    — По желанию, конечно. Но обязательно.
  20. В СССР очень многое было «добровольно-обязательным»: от подписки на заем до субботников.

  21. Садись на место, человек, далекий от математики.
  22. Вызовут к директору по отрицательному поводу.
  23. Перед этим, на вопрос А. П. Ушакова, по какому поводу тот был у директора, Б. Шматков ответил: «По положительному».

  24. Пока звенит звонок, решите это уравнение.
  25. Ну что же... Сдадите экзамен, получите оценки... Потом пойдем с вами в ресторан «Молодость», выпьем...
  26. Ресторан «Молодость» находился на углу Ленинского и Университетского проспектов (д. 62/1), т. е. в двух шагах от школы. Выпускной экзамен по геометрии мы сдавали досрочно, 9 апреля 1969 г.

  27. Что-то надо принять за очевидный факт!
  28. Так, по-простому, А. П. Ушаков дает понятие о системе аксиом.

  29. Меняются аксиомы — меняется вся теория.
  30. Что же вы, не можете разобраться в трех соснах?
  31. Контаминация выражений «разобраться» и «заблудиться в трех соснах».

  32. ... Ну, в таком порядке, если читать слева направо... Как русские читают...
  33. С первого по четвертый... Ладно! С первого по пятый.
  34. А. П. Ушаков диктует домашнее задание. Характерно, что как бы делая послабление («Ладно!»), он не уменьшает задание, а увеличивает.


Илья Азарьевич ВЕРБА

Краевед, старший методист Московского городского Дворца пионеров и школьников,
Учитель истории и обществоведения. 1968–72

Посвящение:

После войны Германия была разделена на 4 зоны:
три оккупированных и одну освобожденную.

Лагеря для воспитания комсомольских
руководителей в соответствующем духе.

Не надо, так сказать, выдавать
свое бескультурье за правильное.

Из афоризмов И. А. Вербы.

  1. Не надо дискуссий, потому что я уверен, что прав.
  2. На обществоведении не должно быть никаких посторонних мыслей.
  3. Советский Союз никогда никого не оккупировал. Ты говори так, чтоб было правильно.
  4. О советской оккупационной зоне в послевоенной Германии (см. «Посвящение»). Свой первый урок в 10 «Д» И. А. Верба целиком посвятил обоснованию ввода советских войск в Чехословакию, то есть ее фактической оккупации.

  5. Сейчас на «Давай, давай!» никто ничего не даст.
  6. В 60-е гг. широко обсуждался «принцип материальной заинтересованности».

  7. Культура — удел каждого!
  8. У И. А. Вербы получалось так, что каждый обречен культуре.

  9. Может, это какое-то нарушение демократии. Но оно неизбежно.
  10. Райкомы КПСС имели право не утверждать избранных секретарей первичных ячеек.

  11. Ну, зачем мы будем полоскать свое грязное белье на виду у людей!
  12. О закрытом заседании ХХ съезда КПСС с докладом Н. С. Хрущева о «культе личности».

  13. Ребята, сколько раз я вам говорил: не начинайте рассказ о ХХ съезде с культа личности. Не для этого он был созван.
  14. К 1968 г. практически исчезли упоминания о сталинских преступлениях. И. А. Верба всегда был в курсе последних идеологических веяний.

  15. Определенную политику на определенном этапе определяют определенные органы. Это есть официальная линия, с которой вы можете не соглашаться лично, но действовать согласно ей обязаны.
  16. В таком духе, в такой стилистике был проведен целый урок. А поводом послужили публичное объявление о 50-летии Солженицына и намерение поставить сцены из «Мастера и Маргариты» на новогоднем вечере в школе.

  17. Марксизм-ленинизм не надо применять как букву, как догму. А вот как руководство к действию — надо, потому что она верна!
  18. Весь этот пассаж — вольное изложение известных слов Сталина: «Марксизм не догма, а руководство к действию». Вот только кто — «она»?

  19. Вы, надеюсь, понимаете разницу между докладом и речью.
  20. Оружие нужно непрерывно совершенствовать, ибо его совершенствует предполагаемый противник.
  21. Как узнаем, что за границей наши ондатровые шапки пользуются успехом, так они и идут за границу вагонами, а в наши магазины — единицами. Жалко, конечно, что мы вынуждены отрывать часть от своего сердца. Но это на оборону...
  22. Ради объективности, надо сказать, что и в капиталистических странах есть фонды помощи трудящимся. Но...
  23. Сейчас-то относительно хорошо. А вот три-четыре года назад в таких городах, как, например, Рязань, слово»колбаса» было литературным понятием.
  24. Помимо общей экономической ситуации, это было последствием т.н. «рязанского чуда» — массового забоя скота в области для перевыполнения плана госпоставок (1959–60 гг.).

  25. На праве личной собственности можно иметь такие сооружения сельского типа, которые в гражданском законодательстве принято называть дачами.
  26. Вы посмотрите, сколько у нас времени народ прокуривает. Особенно мужчины. ...А рабочее время идет... А денежки идут... А план-то не выполняется...
  27. Коммунистам вообще-то не должен быть чужд гуманизм, хотя всепрощение они и отрицают.
  28. Поводом для этого высказывания послужил факт, оглашенный Хрущевым на ХХII съезде КПСС: бывший член Политбюро ЦК Албанской партии труда Лири Гега была осуждена и расстреляна как «враг албанского народа», несмотря на беременность.

  29. Если вода льется на нашу мельницу, если она помогает нашему продвижению вперед, то она — партийная.
  30. Так И. А. Верба давал определение партийности. Ненароком у него получилась «партийная вода».

  31. На одной сознательности, так сказать, далеко не уедешь. Это бесспорно. Нужен еще материальный стимул.
  32. Надо знать, чем живут люди кроме работы. Ибо часто бывают люди с двойным дном.
  33. Подобные зловещие высказывания И. А. Верба делал по обязанности. То же самое, слово в слово, я услышал 4 года спустя в МГУ от представителя кафедры научного коммунизма, но с каким сладострастием это было сказано!

  34. Преподаватели истории и литературы являются как бы номенклатурой райкома партии.
  35. И. А. Верба проговаривается.

  36. Факт Чехословакии.
  37. Емкое высказывание! Тут и о «пражской весне» («контрреволюции»), и о вводе войск («братской помощи»).

  38. Ну, что будет, мы с вами прочтем.
  39. Для И. А. Вербы происшедшие события и их трактовка в официальной прессе тождественны. Ср. популярное у партфункционеров высказывание: «Мою точку зрения вы узнаете из завтрашнего номера «Правды».

  40. Все надо разложить по полочкам, чтобы обо всем сложилось Правильное Мнение.
  41. Нужно быть активным проводником политики партии, быть уверенным в ее правильности.
  42. Спустя несколько лет именно это стало называться «активной жизненной позицией» (сокращенно АЖП).

  43. Вам не надо ничего этого знать, это я вам так, для общего ознакомления. Вам бухгалтер, что надо, начислит. А если обманет, вы ничего не сможете проверить.
  44. И. А. Верба рассказывал нам о тарифной системе оплаты труда.

  45. Я замок сломать могу. Я черт–те что могу.
  46. Эти слова И. А. Верба бормотал себе под нос, стоя перед запертой дверью в раздевалку.

  47. Советское право — система норм, выгодных рабочему классу.
  48. Уж не знаю, какая диалектика помогала И. А. Вербе сочетать это утверждение с равенством граждан перед законом, гарантированном Конституцией.

  49. Успехи в развитии изучения об атомной энергии обобщают марксистско-ленинские выводы.
  50. Кто кого обобщает? И что такое «изучение об энергии»?

  51. Повышения идеологической работы требует сама жизнь. Враг не дремлет.
  52. У милиции должны быть тысячи добровольных помощников.
  53. И. А. Верба имел в виду дружинников, а нам слышалось: стукачей.

  54. Выучить, выдолбить, чтобы со сна знать, чтобы не топтаться на одном месте.
  55. Речь идет о каком-то очередном постановлении ЦК КПСС.

  56. Проверенные средства воспитания.
  57. Естественно, в таких словах нам слышалась гулаговская тематика, что бы ни имел в виду сам И. А. Верба.

  58. Школьники, окончившие школу, страдают от незнания основных партийных документов.
  59. Все, что я говорю, вы принимайте к исполнению.
  60. В Чехословакии оставили буржуазию живой и здоровой, вот она и показывает когти.
  61. И. А. Верба на свой лад высказывается о «пражской весне». Средства против жизни и здоровья «буржуазии» хорошо известны — расстрел или лагерь.

  62. Советский, так сказать, Союз.
  63. У нас права являются обязанностями, а также обязанности — правами.
  64. Культ личности несовместим с марксизмом, потому что он принижает роль народных масс.
  65. Давайте замолчим! Все давайте замолчим!
  66. Мы поместили эти слова в конце подборки высказываний И. А. Вербы как символ предстоявшего нам вскоре выхода из школы в «большую жизнь», где придется держать язык за зубами.
    И. А. Верба же имел в виду, как обычно, разговоры во время урока.


Зоя Александровна БЛЮМИНА

1924 г. р.
Завуч школы, учитель литературы 1962–71

  1. Перестаньте целоваться на линейке!

    Линейка дежурного класса перед заступлением на вахту. З. А. Блюмина всегда выражалась без обиняков.

  2. У вас внизу полным-полно потусторонних лиц.

    В смысле: посторонних. Замечание дежурному.


Израиль Хаимович СИВАШИНСКИЙ

1909–1991
Учитель математики 1960–69.
С 1971 в Израиле.

  1. Есть два способа поступить на мехмат: жениться на дочери декана или знать математику.

    Характерно, что И. Х. Сивашинский не добавляет: выйти замуж за сына декана.

  2. Голова болит? Это ничего. Значит, она все-таки есть и напоминает о себе. Вот у меня голова еще никогда не болела. Зато у меня радикулит.

5. Никогда не спорьте с экзаменатором. Он всегда прав.


Игорь Яковлевич ВАЙЛЬ

1937–2001
Учитель английского языка, 1966–89

  1. Хобби — это любимое занятие в свободное время за бесплатно.
  2. Вот, например, президент такой-то республики. Как он до этого дошел? Интересно!. А вот посол... Как он до этого дошел? Интересно!
  3. И. Я. Вайль объясняет нам, зачем он читает англоязычные газеты типа «Morning Star».

  4. Сверхъестественный ты наш! Зачем по второму разу читаешь?
  5. Через 10 лет в таком же стиле заговорил персонаж В. Гафта в фильме Э. Рязанова «Гараж». См. также оба последующих высказывания.

  6. Недогадливый ты наш! Ну что может значить это слово?
  7. Обстоятельство, да. Но не образа действия, талантливый ты наш!
  8. — А пораньше пересдать нельзя?
    — Пораньше? А какой предмет вы собираетесь завалить?

  9. Три с уклоном к двум.
  10. — Как твоя фамилия?
    — Рабинович.
    — Что ты Рабинович, я вижу, а вот как твоя фамилия?
  11. И. Я. Вайль вызвал незнакомую ему ранее Аллу Рабинович (из 10 «Д») и, по случаю, процитировал старый анекдот.

  12. Герман себе — Наумович.
  13. Каламбурное обыгрывание отчества нашего завуча Г. Н. Фейна.

  14. Но если вы ничего не будете учить, то вы получите два, но не потому, что мне жалко поставить три, а за безмерную наглость.
  15. Сейчас другой вид чтения: чтение со словарем. Ваша задача облегчается тем, что в роли словаря выступает Игорь Яковлевич.
  16. Это чтение для вас настоящий обвинительный акт. Вы под моим руководством настолько ослабели, захирели и вообще зачахли...
  17. Анекдот я вам расскажу за ваши мучения.
  18. За мучения в борьбе с английским языком.

  19. ... Может быть, из РОНО какая-нибудь ретивая дама прискочит.
  20. «Прискочит» на выпускной экзамен.

  21. Досужими умами установлено следующее...
  22. Памятник Маяковскому на площади Маяковского, памятник Пушкину на Пушкинской площади, памятник Ленину... на каждом углу.
  23. Площадь Маяковского — название Триумфальной площади в 1935—93 гг.;
    Пушкинская площадь — бывшая Страстная.

  24. Liberty — это свобода. Ну, то есть либерализация... в Чехословакии.
  25. Тема «пражской весны» и ее подавления постоянно ощущалось в воздухе тех лет.

  26. Теперь я должен оградить свою личность от вашего буйства. Тот, кто будет мною изгнан, пойдет объясняться с директором, никак не меньше. Подумайте, стоит ли вам быть изгнанными или лучше пребывать в этом тихом раю. Я обращаюсь к обеим половинам, между прочим!
  27. Излишний шум был вызван тем, что две английские подгруппы («обе половины») оказались вместе на уроке И. Я. Вайля.

  28. Но есть и хорошие Гольдберги, правда? Ты хороший, папа с мамой у тебя хорошие. А эти зарубежные Гольдберги, какое они имеют отношение к нам?!
  29. Перед этим обращением к нашему М. Гольдбергу И. Я. Вайль рассказал о знаменитом обозревателе Русской службы Би-Би-Си Анатолии Максимовиче Гольдберге.


Читайте дополнения