Записки о Второй школе

Память учеников о Рудольфе Карловиче БЕГА
13.11.1933 — 07.11.2002

(полную версию смотрите на сайте www.school2.ru))

Рудольф Карлович щедро делился своим талантом, он поднимал школу и держал ее на высоте 42 года. Он учил нас не только физике, но и интеллигентности, и чувству долга. Он часть закваски Второй школы, её духа.

Благодаря Рудику я стал физиком, благодаря ему стал учить детей во Второй школе...

 

Кто-то говорил, что у него не было педагогического образования. Учителем он был от Бога.

 

После Рудика я физику только повторял — не учил...

 

Рудик был моим учителем в 7-м классе, в лохматых 1968-69 годах, но я всю жизнь буду помнить, как мы паяли приемники и даже принимали "Маяк".

 

Рудик был моим первым настоящим учителем физики. До сих пор в памяти его формульные диктанты, байки... Благодаря ему я тоже стал физиком. Моя жена училась у Рудика и вспоминает его с любовью.

 

Мы были его последним выпускным классом... Он отдал школе всего себя, он был хранителем духа Второй школы. Он не был учителем по образованию, но он был Учителем "по жизни". Замечательный человек, прекрасный специалист, на своих уроках он учил нас не только физике, от него мы узнали простые жизненные истины, частично переняли его систему ценностей... И если не каждый из его учеников становился физикам, то каждый становился Человеком.

 

Судьба подарила нам Учителя, Личность, Пример для подражания, Второшкольный дух и Бог знает что еще. Спасибо Рудольфу Карловичу за Школу, которую он создавал и сберег для нас и наших детей. Спасибо за нашу жизнь, которая была бы совсем иной, если бы в ней не было Рудика...

 

Для меня Рудольф навсегда остался человеком, который дал мне впервые понять, что такое физика. Молодой человек объяснял нам, 16-летним оболтусам, основы электростатики и элекротехники. Впоследствии я окончил Физфак МГУ по специальности квантовая теория поля. Но никогда в дальнейшем я не испытывал такого восторга от общения с учителем и товарищами на уроке в процессе понимания простых, как теперь кажется, физических истин. Учебников сносных с точки зрения Рудика тогда не было, и он заменял их успешно своими лекциями и диалогами с аудиторией. Он обладал фантастической способностью поддерживать продуктивный диалог с классом из 33 человек, например, на тему "что такое потенциал и каков его физический смысл в данной конкретной задаче". Поскольку математически мы были абсолютно не готовы ни к теореме Гаусса, ни к связям между потенциалом и напряженностью, то Рудольфу приходилось опираться на наше метафорическое мышление и развивать его, предлагая аналогии, рисовать картины силовых линий и эквипотенциалей и т.д. Каждый раз при решении конкретной задачи достигался эффект прозрения и чуть ли не откровения. У меня часто возникало ощущение чудесного проникновения в непостижимую тайну. Фактически он дал нам опыт физического мышления и физической интуиции. И делалось это настолько изящно, что класс сидел как завороженный. Это длилось год, а дальше Рудольфа от нас "забрали", но и этого года хватило, чтобы запомнить восхищение от красоты физики и физического мышления. Я не говорю уже о том, что это был в высшей степени интересный и привлекательный человек.

 

Он был настоящим Учителем. Однажды я ошибся в знаке, вычисляя работу по перемещению магнита в магнитном поле. Рудик включил электромагнит и заставил меня совершить эту "положительную" работу. А когда сердечник без меня со свистом втянулся внутрь, сказал: "Так работал ты". Урок запомнился на всю жизнь.

 

Мы робко заглядывали в 50-й кабинет. Приоткрытая дверь в Лаборантскую. Электрофорная машина, осциллограф ... строгий, стройный, ироничный хозяин Кабинета ... Рудик был Легендой. Рудик мог быть колючим, но никогда не был холодным. Рудик — это редко встречающийся Теплый Учитель! Случалось, он ошибался, но — и в этом была его Сила! — он всегда учился у своих учеников. Он не был похож на учителя-классика, у которого всё разложено "по полочкам". Такие учителя, порой, скучны. Рудик сохранил детский романтизм восприятия Мира. Он Учитель веривший в Людей, в Успех Учеников! Это фундаментальное качество Рудика: уверенность в Успехе Других!

 

У нас был Учитель Божьей милостью. Он с таким азартом проживал каждую минуту, наполняя её своим действием, эмоциями, нервом! И комплименты говорил, и радовался за другого как за себя, и горевал откровенно, и с полуслова понимал. И поэтому жизнь вокруг него никогда не была чёрно-белой, а всегда цветной и яркой. А сколько различных умений вместилось в его руках: он испытывал троллейбусы, снимал телефильмы, боксировал, перебирал машину по винтику, строил баню, писал картины, готовил салат, играл в волейбол! У Эльдара Рязанова есть стихотворение, которое, мне кажется, понравилось бы Рудольфу Карловичу.

В трамвай, что несётся в бессмертье,
попасть нереально, поверьте.
Меж гениями — толкотня,
И места там нет для меня.

В трамвае, идущем в известность,
ругаются тоже и тесно.
Нацелился было вскочить...
Да чёрт с ним, решил пропустить.

А этот трамвай — до Ордынки...
Я впрыгну в него по старинке,
повисну опять на подножке
и в юность вернусь на немножко.

Под лязганье стрелок трамвайных
я вспомню подружек случайных,
забытых товарищей лица ...
И с этим ничто не сравнится.