Болтянский В. Г.
Что такое дифференцирование? ОТ АВТОРА
У школьников старших классов, особенно у
интересующихся математикой, физикой, техникой, часто возникает вопрос:
что такое "высшая" математика? Иногда подобные вопросы обсуждаются на
занятиях школьных математических кружков. В этой книге автор попытался (в форме, доступной
учащимся старших классов) объяснить некоторые понятия высшей
математики *), такие, как производная, дифференциальное уравнение,
число е, натуральный логарифм (чаще всего школьники узнают о
существовании двух последних понятий и интересуются ими). Пояснение
этих понятий я пытался сделать возможно более наглядным, опираясь на
решение задач, взятых из физики. При этом, помимо наглядности, я
руководствовался стремлением показать, что понятия "высшей" математики
являются математическим отражением свойств реальных процессов,
совершающихся в природе, лишний раз показать, что математика связана с
жизнью, а не оторвана от нее, что она развивается, а не является
неизменной, завершенной наукой. Не все доказательства и рассуждения, имеющиеся в
книге, проведены с полной математической строгостью. Некоторые
рассуждения носят характер наглядных пояснений. Такой метод изложения
казался мне наиболее подходящим для популярной книги. Книга может быть использована в работе школьных
математических и физических кружков; для ее понимания требуются знания
в объеме примерно девяти классов средней школы. Частично материал
книги содержался в лекции для школьников, прочитанной автором по
просьбе руководителей школьных математических кружков при МГУ. Пользуюсь случаем выразить искреннюю признательность
А. И. Маркушевичу и А. 3. Рывкину за их ценные советы и замечания о
тексте рукописи. *) С некоторыми понятиями высшей математики
читатели могут познакомиться по другим книгам этой же серии:
А, И. Маркушевич, Площади и логарифмы (выпуск 9); И. П. Натансон,
Суммирование бесконечно малых величин (выпуск 12). СОДЕРЖАНИЕ
От автора
Задача о падении тела
    Постановка задачи
    Качественное решение задачи
    Формула скорости падения тела. Число е
Дифференцирование
    Понятие производной
    Дифференциальное уравнение
    Две задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям
       а) Включение тока
       б) Радиоактивный распад
    Натуральные логарифмы
Гармонические колебания
    Задача о малых колебаниях мзятника
    Дифференциальное уравнение гармонических колебаний
    Колебательный контур
    Колебания под действием упругой силы пружины
Некоторые другие применения понятия производной
    Наибольшие и наименьшие значения
    Задача о проведении касательной
    Моделирование
Заключение
Скачать в формате DjVu 494 K
© МЦНМО, 2003
Гостехиздат 1955 г., 64 стр.
50 000 экз.
© ФИЗМАТЛИТ, 2003